Неугасаемая и энергичная американка

Джейн Фонда, дочь  знаменитого актера Генри Фонды, могла бы стать инструктором по фитнесу и прославиться на весь мир своими оздоровительными несложными упражнениями. Она могла бы стать косметологом и написать много полезных книг по уходу за кожей, о здоровом питании и образе жизни. Но вряд ли бы из фитнес – тренера или косметолога она смогла стать кинозвездой.

А вот из актрисы получилась прекрасная энергичная, общественно – активная женщина, которая выпустила многомиллионным тиражом диски с аэробикой для женщин. А ее советами по уходу за кожей мир пользуется до сих пор и, не смотря на минующие десятилетия, советы не перестают быть актуальными.

Активистка и актриса родилась в 21 декабря 1937 года в Нью-Йорке. После окончания колледжа снималась для «Вог». Актерскому мастерству ее учил сам Ли Страсберг. Ее дебюту в кино способствовал Джошуа Логан, друг юности Генри Фонды, пригласивший ее на центральную роль в фильме «Невероятные истории» (1960). Его действие разворачивалось в колледже, где Фонда играла в сущности самою себя, типичную американскую девушку, ухоженную, улыбчивую, в короткой юбочке, открывавшей стройные ножки, и трикотажной маечке, выгодно обтягивавшей высокую грудь. По мнению многих журналистов, актриса такой и осталась, а благодаря характеру смогла показать всему миру, сколько полезного для общественности может сделать всего одна красивая женщина.

Первый муж актрисы, Вадим Роже, хотел создать из нее «копию» Бриджит Бардо. Она снималась в фильмах мужа и придерживалась имиджа соблазнительницы, откровенно демонстрирующей свои женские прелести. Были сняты фильмы «Хоровод» (1964), «Добыча» (1966), «Необыкновенные истории» (1968), «Барбарелла» (1968). «Сладкий» образ мог быстро сделать из жены режиссера крутую известность на весь мир, но такое амплуа  было слишком легковесным. Джейн Фонда это вовремя поняла и проявила присущую ей волю и решительность.

В 1968 году, получив приглашение Сидни Поллака сняться в киноленте «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», она вместе с грудной дочерью Ванессой навсегда покинула Францию, Вадима и привычный киношный образ. Фильм Поллака явил миру совершенно новый облик Джейн — актрисы, которая не боялась предстать на экране усталой, изможденной, плохо одетой ради правды и жизненности сыгранного ею персонажа. Участие в танцевальном марафоне эпохи великой депрессии в США было для ее героини, Глории, последней попыткой выжить. Когда же она сорвалась, то попросила своего партнера пристрелить ее… Премия нью-йоркских критиков сразу же создала Фонде ореол служительницы подлинного искусства, который еще более укрепил фильм «Клют» (1971): детективная история о сексуальном маньяке, убивавшем проституток. Ту из них, которой удалось остаться в живых благодаря мужеству героя-сыщика, его сыграл Дональд Сазерленд, блестяще «оформила» Джейн, получив за эту роль долгожданного «Оскара».

Ее кипучему темпераменту было недостаточно лишь профессиональной деятельности. Если раньше экранные знаменитости скрашивали однообразие фееричной жизни многочисленными романами, роскошными туалетами, дорогими бриллиантами, сонмом поклонников, покупкой и продажей домов, яхт, вилл, то Джейн предпочла привычному набору утех общественную деятельность. Этому способствовал и новый муж Том Хейден, бывший лидер организации «Студенты за демократическое общество». Вместе с ним и полуторагодовалым сыном Троем она приезжала в Ленинград на съемки фильма по сказке Матерлинка «Синяя птица», 1976, где весьма эффектно сыграла Ночь. В числе других мастеров экрана Фонда — активистка принимала участие в антивоенной пропаганде: выступала против войны во Вьетнаме, участвовала в маршах протеста в США, «поработала» на американских военных базах за океаном, снялась в роли самой себя в документальном фильме «Ф. Т. А.» (начальные буквы слов «Освободить армию») — политическом шоу для солдат (1972).

На почве этой деятельности прорастает второй взлет в ее карьере. Она играет американку, полюбившую мужчину, который тяжело ранен во Вьетнаме; постепенно героиня осознает весь ужас войны. Это фильм «Возвращение домой» Хэла Эшби (1978), за свою роль Джейн Фонда снова поучает «Оскар».

Рост гражданского самосознания актрисы продиктовал выбор многих других ролей, которые Джейн сыграла в 70-е годы. Социальная комедия о проблемах безработицы «Забавные приключения Дика и Джейн» (1977), антифашистская драма «Джулия» (1977), борьба против ядерной опасности «Китайский синдром» (1979), защита экологии «Электрический всадник» (1979). Во всех этих ролях актриса была уверенно профессиональна, энергична, активна: образы журналисток и общественных деятельниц стали для нее теперь столь же привычными, как в начале 70-х — проституток.

80-е знаменовали собой спад в творчестве Фонды. Гражданственный накал угас, и ее героиням не было больше места на экране. Картины же «Божья Агнесс» (1985), «На следующее утро» (1986), «Старый гринго» (1989) и вовсе прошли без успеха.

Но Джейн не позволила забыть о себе. Заботясь о собственной фигуре, она изобрела комплекс упражнений по аэробике. Кассеты, в которых сама Фонда их демонстрировала, огромными тиражами разошлись не только по Америке, но и по всему миру, принеся помимо славы еще и весьма ощутимый финансовый доход.

В 1991 году Фонда в третий раз вышла замуж, избранником актрисы был Тед Тернер, владельца телевизионной компании «Ти-би-си», ради нее оставивший жену и пятерых детей.

В 2001 году этот брак развалился с громким треском, и актриса пообещала одному из таблоидов, что больше никогда не выйдет замуж. Но настал 2009, и в прессу просочилась информация о помолвке Фонды и Ричарда Пери, продюсера. Ей 71, ему 67. Актриса  до сих пор в прекрасной форме, и какие ещё сюрпризы преподнесёт нам неистовая Джейн, покажет только время.